Сегодня Самара являет собой средоточие множества проблем, копившихся десятилетиями. Согласно опросам общественного мнения, главные из них, это:
- неудовлетворительное состояние дорог (так считают 44% жителей города);
- рост тарифов на услуги ЖКХ (43%);
- неблагоустроенность и грязь дворов и улиц (41 %);
- неудовлетворительное состояние жилых домов (подъезды, кровля, коммуникации) (32%);
- распространение алкоголизма и наркомании (29%).
За последние годы отмечается некоторое улучшение ситуации в городе по следующим направлениям:
- нехватка мест в детских садах (сокращение числа жалоб в 3,7 раза);
- несанкционированная торговля (сокращение числа жалоб в 3 раза);
- отсутствие уличного освещения (сокращение жалоб с 11 до 4%).
В целом за последний год улучшение состояния дел в Самаре отметили 42% опрошенных в июне 2015 года жителей города. 16% считают, что ситуация ухудшается, и еще почти 40% не заметили особых изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Но эти изменения идут очень медленно, трудно. И дело тут не только в кризисном состоянии экономики страны. Очень серьезное торможение идет из-за инерционности, неповоротливости наших структур власти, их нежелания слышать людей, оперативно откликаться на запросы общества.
Нынешняя структура власти в Самаре, сформированная до 1997 году, за 18 лет доказала свою неэффективность. Более 90% жалоб, обращений граждан поступают в районные администрации, но районы с 1997 года не имеют ни средств, ни полномочий даже для того, чтобы спилить сухие деревья или покрасить лавочки, не говоря уже о решении более серьезных и затратных вопросов. Еще в середине 90-х районы самостоятельно решали многие вопросы, в том числе вели свое жилищное строительство. А сейчас ни один глава района в Самаре, не сможет точно сказать - какие улицы, какие дворы будут приведены в порядок в следующем году, а какие в 2017 году. Это зависит не от них, они могут лишь писать заявки и просьбы.
С другой стороны, эта оторванная от людей система управления создавала самые благоприятные возможности для тех людей и финансово-промышленных групп, кто шел во власть не для того, чтобы решать городские проблемы, а чтобы делать свой бизнес на близости к власти, на включенности во власть. Именно поэтому сметы на проведение работ в Самаре были (и подчас остаются до сих пор) в разы выше, чем в соседних городах. Именно поэтому качество работ по муниципальным заказам очень часто не выдерживает никакой критики. А картина отчетности по выполненным работам кардинально отличается от реального положения дел.
Еще одним недостатком нынешней системы власти в городе является полное отсутствие интереса районных органов власти к наполнению бюджета, к справедливому налогообложению. И поэтому, например, наибольшие налоги на имущество физических лиц в 2014 году платили жители Самарского района, где больше всего пенсионеров, и в котором больше всего ветхого и аварийного жилья.
В пересчете на душу населения они платили в 2 с лишним раза больше, нем жители Кировского и Промышленного районов, где за последние 10-15 лет на просеках построены тысячи особняков на миллиарды рублей. Но значительная часть этой собственности не зарегистрирована, и владельцы ее вообще не платят налогов.
Чтобы навести порядок в этой сфере, Губернатор Н.И. Меркушкин предложил кардинально пересмотреть всю систему управления городом.
Во-первых, он предложил вернуть городским районам реальные полномочия и ресурсы, отобранные у них Г.С. Лиманским в 1997 году. И в этом он руководствуется подходом, который был провозглашен Президентом России В.В. Путиным в декабре 2013 года. Суть его в том, чтобы приблизить местную власть к людям, сделать ее такой, чтобы любой гражданин мог дотянуться до власти рукой, И сегодня такая передача полномочий на места идет полным ходом. Согласно новому областному закону о местном самоуправлении в городах с областным делением (т.е. в городах Самаре и Тольятти) районам будут полностью или частично переданы полномочия по 46 из 73 вопросов, относящихся к ведению местных органов власти. За ними также будут закреплены постоянные источники доходов в виде отчислений от налога на имущество физических лиц и налогов на малый бизнес.
Во-вторых, Н.И. Меркушкин обратился к жителям города, к предприятиям, общественным организациям с призывом сформировать новую команду для управления городом. Команду, состоящую из тех, кого называют созидателями. Кто не болтает, а работает, создает, каждый на своем месте. Команду людей неравнодушных, реально знающих жизнь, нацеленных на решение городских проблем, а не на прибыль.
На этот призыв Н.И. Меркушкина откликнулись многие коллективы, объединения людей. Накануне выдвижения все представленные кандидаты прошли процедуру предварительного голосования.
Сегодня каждый микрорайон имеет реальную возможность получить 2 депутатских мандата в районном Совете депутатов. Это позволяет новая система выборов. Половина депутатов в районах избираются по партийным спискам, а половина, как прежде, по одномандатным округам.
Это касается не только района, но и городской власти. Ведь Дума городского округа Самара будет теперь формироваться путем делегирования туда представителей районных Советов депутатов. Районы получат представительство пропорционально количеству избирателей. Интересы избирателей в Городской думе будут представлять: 9 человек от Промышленного района, 8 - от Кировского, 6 - от Советского, по 4 - от Октябрьского и Железнодорожного районов, по 3- от Красноглинского и Куйбышевского, и по 2- от Ленинского и Самарского. Всего в Городской думе будет 41 депутат.
Представительный орган власти Самары будет обновляться каждые 2,5 года. Ведь в случае прямого избрания депутат иногда на весь пятилетний срок полномочий забывал о своем избирательном округе. Срок полномочий райсоветов составит 5 лет. .
Городские депутаты теперь будут работать на общественных началах, не получая за это зарплаты или иных выплат. Эта мера не только сократит бюджетные расходы на управление, но и не позволит депутатам «забронзоветь», как нередко бывало раньше, когда многие из них видели жизнь только сквозь стекла персонального автомобиля.
Преобразование Самары в город с внутригородским делением также позволит сформировать в районах более эффективную управленческую структуру. Будет изменена схема назначения глав районных администрации города. В каждом районе создадут конкурсные комиссии, состав которых на 50% будет сформирован по рекомендации главы администрации Самары, на 50% - от представителей районного Совета депутатов. Это даст возможность выстроить понятную и прозрачную систему отбора кандидатур, учитывающую как пожелания руководства города, так и мнение населения района.
Таким образом, мы создадим реально работающие районные администрации, куда жители смогут обратиться за решением той или иной проблемы. К работе также будут активно привлекаться территориальные Общественные советы, созданные на уровне микрорайонов. Это позволит упростить процедуру обращений граждан к чиновникам, сделать жизнь людей в своем сообществе спокойнее к комфортнее.
При этом процесс местного самоуправления будет максимально деполитизирован, чтобы местная власть была ориентирована на решение самых насущных проблем наших граждан, конкретных вопросов. Люди должны не из газет и телеканалов узнавать о работе власти, а по ее конкретным делам.
Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин:
«Главная цель реформы - формирование эффективной системы местного самоуправления»
Самарская область вступает в завершающий этап масштабной реформы МСУ, призванной приблизить власть на местах к реальным потребностям людей. В чем суть этих преобразований и как они изменят жизнь конкретного человека - в своем интервью рассказал Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин.
- Николай Иванович, точкой отсчета реформы системы местного самоуправления стало Послание Президента России Владимира Владимировича Путина в декабре 2013 года. Именно тогда глава государства поставил задачу совершенствования общих принципов организации МСУ, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И тогда же из уст Президента прозвучала фраза, ставшая крылатой, которая очень ёмко определила суть реформы: любой гражданин должен дотянуться до власти рукой. По вашему мнению, чем обусловлено начало реформирования системы МСУ, каковы основные причины активизации этого процесса именно сейчас?
Последнее время значение и роль институтов местного самоуправления в России неуклонно возрастают. Местное самоуправление по своей природе - самый близкий к людям уровень власти. По сути, это то, с чего начинается государство. На этом уровне власти должны решаться самые чувствительные вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан: обеспечение порядка в ЖКХ, благоустройство городов и сел, развитие социальной инфраструктуры.
Во многом именно поэтому система местного самоуправления требует совершенствования. С момента принятия 131- го Федерального закона прошло более 10 лет. За это время в него было внесено более 200 поправок и изменений. Сегодня пришло время принимать кардинальные решения, поскольку точечные правки не дают искомого результата, - а это приближение власти к населению и активное участие людей в работе этой власти.
К сожалению, местная власть пока очень часто бывает далека от народа. В Послании Президента прозвучали ошеломляющие результаты опроса общественного мнения: 79% жителей городов с населением более 1 млн. человек вообще не знают, кто представляет их избирательный округ в местных думах. В крупных населённых пунктах жители зачастую не знают своих депутатов даже в лицо, хотя муниципальный уровень власти должен быть самым близким к людям. Владимир Владимирович Путин призвал еще раз посмотреть на эти проблемы со всех сторон, чтобы привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом и требованиями времени.
- По сути, задача, которая сейчас стоит перед Самарской областью - это практически с нуля построить новую, реальную работающую систему МСУ. Собрать работающий как часы механизм. До нас это пытались сделать только в Челябинской области, но там этот процесс еще не завершен. У нас он идет очень активными темпами. Революционные изменения в системе местного самоуправления, которые сейчас у нас происходят, со временем могут стать эталоном, образцовой моделью для других регионов. То есть на нас сейчас смотрит вся страна. Николай Иванович, не страшно быть первым? Нет опасений, что что-то пойдет не так, что-то не получится? Может, надо было подождать, когда что-то подобное будет обкатано в других регионах, чтобы затем перенести положительный опыт на местную почву?
- В свое время страна доверяла нам выполнение поручений высочайшей государственной важности. Это и созидание ракеты-носителя для запуска человека в космос, и строительство самой мощной в мире ГЭС, и строительство крупнейшего в стране автомобильного завода. Уверен, что Самарская область может и должна стать застрельщиком этого процесса, тем пилотным регионом, опыт которого будет транслироваться на другие субъекты Федерации. Для этого у нас есть все необходимые условия, главное из которых – желание людей изменить свою жизнь к лучшему. А именно на это ориентирована эта реформа. Кстати, надо учитывать еще и тот факт, что традиции местного самоуправления в нашем регионе имеют глубокие исторические корни. Первое в России Учредительное губернское земское собрание полтора века назад было созвано именно в Самарской губернии.
- Можете сформулировать основную цель всех этих изменений в двух – трех предложениях?
- Основная цель реформы – это укрепление местного самоуправления, реальное расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, создание условий для прихода в муниципальные структуры власти высококвалифицированных специалистов, профессиональных управленцев, неравнодушных, неиспорченных людей, которые готовы засучить рукава и взяться за решение многочисленных проблем и вопросов местного значения - в своем районе, на своей улице, в своем дворе.
Как отмечал Президент России Владимир Владимирович Путин, базовая идея реформы состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления. Сейчас в ряде районов области, в Самаре этот низовой уровень как раз формируется - пока на уровне Общественных советов. Следующий этап - районные Советы, представители которых затем войдут в состав будущего Городского совета и уже там будут защищать интересы людей, решать конкретные проблемы своего округа. Впервые за 15 лет у низовых уровней появятся реальные полномочия. Это позволит по-настоящему приблизить власть к народу, дебюрократизировать ее, уйти от излишней политизации.
- Суть инициативы главы государства заключалась в том, что каждый конкретный регион сам должен решать, как строить систему местной власти, какая форма организации МСУ в наибольшей степени отвечает интересам граждан. По какому пути пошла Самарская область?
- Мы выбрали, на мой взгляд, не самый простой, но самый эффективный путь, чтобы приблизить власть к гражданам. Первый этап реформы в Самаре прошел осенью прошлого года. Был избран глава городской администрации. Ас 2015 года вся область перейдет на систему выборов глав муниципальных образований из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Строгий и постоянный спрос с руководителей, возможность их ротации в зависимости от эффективности работы должны существенно повысить качество муниципального управления, снизить политические и коррупционные издержки.
Следующий шаг - выстраивание системы территориального общественного самоуправления в больших городах. Это
самый ответственный этап, от реализации которого зависит очень многое. Прежде всего, это касается формирования Общественных советов микрорайонов и кварталов. По идее, эти Советы должны объединять в своем составе представителей социальных учреждений, бизнеса, институтов гражданского общества, актива местных жителей, которым небезразлично все то, что происходит вокруг. Сообща, используя не только бюджетные ресурсы, но и добровольные взносы самих людей и организаций, они должны сами решать многие вопросы местного значения, контролировать реализацию государственных и муниципальных программ.
- В чем суть двухуровневой системы местного управления? Сколько в Самаре будет районных депутатов, сколько - городских?
- В марте 2015 года депутаты Самарской Губернской Думы приняли региональный закон «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара», в соответствии с которым выборы в Гордуму в этом году пройдут по двухуровневой системе, а муниципалитет будет разделен на девять районов, наделенных собственным статусом муниципального образования. Хочу подчеркнуть, что мы сделали это, воспользовавшись правом, представленным нам законом решать эти вопросы самостоятельно.
В каждом районе будет сформирован собственный Совет депутатов численностью 24-40 человек. Всего в Самаре будет 284 районных депутата. Сейчас в Самаре в каждом избирательном округе примерно по 35 тысяч человек. Новая система позволяет варьировать эту цифру от 1,5 до 13 тысяч в зависимости от численности избирателей в том или ином районе.
В Городской думе будет обеспечено пропорциональное представительство: 9 человек от Промышленного района, 8 - от Кировского, 6 - от Советского, по 4 - от Октябрьского и Железнодорожного районов, по 3 - от Красноглинского и Куйбышевского и по 2 - от Ленинского и Самарского. Всего в Городской думе депутатов будет 41 человек.
- Новые муниципалитеты так и будут называться районами? Или у нас, как в Москве, появятся префектуры?
- Районы в Самаре останутся районами, так привычнее для Самарцев. Но вы абсолютно правильно вспомнили столицу. Москва еще при Юрии Михайловиче Лужкове в 1991 году единственная применила похожий принцип управления — мэрия, округ и префектура. И это было оправданно, потому что мегаполисом с населением более 10 миллионов человек по-другому управлять из одного центра было невозможно. И время подтвердило правильность этого шага. Москва стала современным европейским городом. Такая задача стоит и перед Самарой, которой предстоит через три года принять чемпионат мира по футболу.
- Еще один очень важный момент реформы - новый принцип формирования представительных органов власти...
- Вариант, когда райсоветы будут делегировать своего представителя в Городскую думу, а поселения - в Собрание представителей муниципального района, является наиболее предпочтительным. Это позволит депутату иметь более тесный контакт с населением, оперативнее решать возникающие вопросы.
Кстати, представительный орган власти Самары будет обновляться каждые 2,5 года. Ведь в случае прямого избрания депутат иногда на весь пятилетний срок полномочий лет забывал о своем избирательном округе. Срок полномочий райсоветов составит 5 лет.
Другой важный момент заключается в том, что представительная власть будет выбирать исполнительную, задача кото- рой - непосредственно решать насущные проблемы граждан, поддерживать чистоту, порядок, благоустраивать территории. Очевидно, что такая система должна вовлечь в реальные процессы управления значительно большее число людей.
- Когда Самарцы будут выбирать свою представительную власть?
- Выборы в райсоветы Самары состоятся 13 сентября 2015 года, в единый день голосования. Они пройдут по смешанной системе - как по партийным спискам, так и напрямую, по одномандатным округам.
Эти выборы, без преувеличения, станут точкой отсчета новой, реально действующей системы МСУ. Принципиальнейший для нас вопрос - сделать так, чтобы власть в Самарской области была эффективно структурирована, чтобы люди были активно вовлечены в решение тех вопросов, которые имеют для них жизненно важное значение. А государство, в свою очередь, будет отвечать за соблюдение тех стандартов, которые определены законом - в здравоохранении, образовании, социальной сфере, в сфере ЖКХ.
От того, насколько эффективно и грамотно будет реализована эта идея - а фактически речь идет о формировании новой системы управления городом - зависит успех проводимой в регионе реформы системы местного самоуправления, уровень доверия людей к органам власти. И очень многое здесь зависит от самих людей. От того, кого они выберут, кому отдадут предпочтение. Уверен, что люди разберутся, кто реально настроен на созидательные процессы и реальные дела, а кто хочет просто попиариться и умеет только громче всех кричать. Кто на самом деле хочет принести пользу обществу, а кто пытается стать депутатом только ради своей личной выгоды или отстаивать чьи-то бизнес-интересы. Депутатов выдвинут различные представители гражданского общества, ветеранские организации, трудовые коллективы. И, я думаю, райсоветы будут представлять самые широкие слои населения. Городские депутаты теперь будут работать на общественных начал Самарцы будут голосовать за по-настоящему неравнодушных людей, за тех, кого они знают лично, кого оценивают по реальным делам и поступкам, а не тех, кто чаще всего мелькает на телевидении или в газетах.
- Николай Иванович, ключевой вопрос эффективности местной власти - это передача на районный уровень полномочий, подкрепленных крепкой ресурсной базой. Проще говоря, новый механизм управления реально заработает только тогда, когда у муниципалитетов появятся финансовые средства для решения вопросов местного значения. Получат ли районы вместе с новыми структурами и новыми полномочиями финансовую самостоятельность?
- Согласен, это исключительно важный вопрос. Предусмотрено, что районные власти получат не только больше полномочий, но также и свои собственные бюджеты. Какие это полномочия и из каких источников будет наполняться районная казна - эти вопросы в активной стадии обсуждения.
Для наполнения бюджетов внутригородских районов, например, можно использовать налоги от деятельности малого бизнеса. Более того, мы хотим выйти на федеральный уровень с предложением распространить действие закона о местных сборах не только на Москву и Санкт-Петербург, но и на Самарскую область как пилотный регион. Эти целевые сборы полностью, абсолютно прозрачно, исходя из решений людей, будут направляться на решение первоочередных задач. Федеральный закон это позволяет.
- А какова роль Общественных советов? Они будут только уведомлять об имеющихся проблемах районные власти?
- Не только уведомлять, но и самостоятельно их решать. Для этого за каждым Советом будет закреплен муниципальный работник, который будет обладать полномочиями для решения того или иного вопроса местного значения. И если члены Общественных советов захотят, к примеру, засыпать щебнем и заасфальтировать тропинку, отремонтировать ограждение, разбить клумбу или благоустроить двор, они смогут выйти со своей инициативой на вышестоящий уровень. Пожелания общественности будут в обязательном порядке учтены при принятии управленческих решений и разработке соответствующих программ. Не исключено, что Общественные советы будут наделены правом законотворческой инициативы.
- Какова будет структура местной исполнительной власти?
- Окончательная структура администрации Самары, отвечающая интересам горожан, с учетом экономических реалий и задач, стоящих перед городским округом, будет утверждена в сентябре. Наша задача - создать все необходимые условия для работы исполнительной власти. Уверен, что новая система формирования органов местного самоуправления позволит создать более эффективную модель управления.
Сейчас в городе оптимизируется городская управленческая система, сотрудники горадминистрации нацелены на созидательные процессы, от которых зависят условия жизни и благополучие людей. Недостаточно эффективные управленческие звенья будут реструктурированы. Кроме того, будет пересмотрена деятельность десятков муниципальных предприятий, сокращено их количество.
Если мы все сделаем исходя из интересов города, то сможем сформировать структуру, максимально отвечающую интересам самарцев.
Преобразование Самары в город с внутригородским делением также позволит сформировать в районах более эффективную управленческую структуру. Будет изменена схема назначения глав районных администраций. Она должна стать аналогичной той, которая применяется для назначения главы администрации города. В каждом районе создадут конкурсные комиссии, состав которых на 50% будет сформирован по рекомендации главы администрации Самары, на 50% - от представителей районного Совета депутатов. Это даст возможность выстроить понятную и прозрачную систему отбора кандидатур, учитывающую как пожелания руководства города, так и мнение населения района.
Таким образом, мы создадим реально работающие районные администрации, куда жители смогут обратиться за решением той или иной проблемы. К работе также будут активно привлекаться Территориальные общественные советы, созданные на уровне микрорайонов. Это позволит упростить процедуру обращений граждан к чиновникам, сделать жизнь людей в своем сообществе спокойнее и комфортнее.
- Что изменится для рядового гражданина в результате проводимой реформы? Ведь не секрет, что заставить иного представителя власти пойти в народ с «открытым забралом» и сделать что-то полезное для людей не так-то просто...
- Как сказал Президент Владимир Владимирович Путин, до власти можно будет буквально дотянуться рукой, прийти со своим вопросом и решить его. И это не просто слова. Власть станет значительно доступнее, очень скоро многие это почувствуют на себе. Проводимые преобразования позволят сформировать более полноценные органы власти с реальными полномочиями и с большими финансовыми возможностями на более низком уровне, то есть там, где люди общаются с властью лицом к лицу. Жители того или иного микрорайона могут непосредственно контактировать с руководителем. А у этого руководителя будут ресурсы и полномочия, чтобы помогать людям. И он будет держать ответ за все, что происходит на подведомственной ему территории.
Представитель власти будет находиться, условно говоря, в «шаговой доступности» от наших граждан, где бы они ни проживали - в центре города или в отдаленном микрорайоне. Зная своего «участкового» представителя в лицо, люди смогут напрямую обращаться к нему с любым вопросом и, что самое главное, рассчитывать на принятие положительного решения. Причем ждать этого не годами, а рассчитывать на оперативную реакцию чиновников.
При этом процесс местного самоуправления будет максимально деполитизирован, чтобы местная власть была ориентирована на решение самых насущных проблем наших граждан, конкретных вопросов. Люди должны не из газет и телеканалов узнавать о работе власти, а по ее конкретным делам.
Опубликовано: 19 августа 2015 | Другие новости