Самарская Областная Организация
Общероссийского профсоюза
работников государственных учреждений
и общественного обслуживания
Самарская область

Главная » Новости

Новости

САМАРА. ВРЕМЯ СОЗИДАТЬ. ИНТЕРВЬЮ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРКУШКИНА Н.И.

Сегодня Самара являет собой средоточие множества про­блем, копившихся десятилетиями. Согласно опросам обще­ственного мнения, главные из них, это:

- неудовлетворительное состояние дорог (так считают 44% жителей города);

- рост тарифов на услуги ЖКХ (43%);

- неблагоустроенность и грязь дворов и улиц (41 %);

- неудовлетворительное состояние жилых домов (подъез­ды, кровля, коммуникации) (32%);

- распространение алкоголизма и наркомании (29%).

За последние годы отмечается некоторое улучшение си­туации в городе по следующим направлениям:

- нехватка мест в детских садах (сокращение числа жалоб в 3,7 раза);

- несанкционированная торговля (сокращение числа жалоб в 3 раза);

- отсутствие уличного освещения (сокращение жалоб с 11 до 4%).

В целом за последний год улучшение состояния дел в Са­маре отметили 42% опрошенных в июне 2015 года жителей города. 16% считают, что ситуация ухудшается, и еще почти 40% не заметили особых изменений ни в лучшую, ни в худ­шую сторону.

Но эти изменения идут очень медленно, трудно. И дело тут не только в кризисном состоянии экономики страны. Очень серьезное торможение идет из-за инерционности, непово­ротливости наших структур власти, их нежелания слышать людей, оперативно откликаться на запросы общества.

Нынешняя структура власти в Самаре, сформированная до 1997 году, за 18 лет доказала свою неэффективность. Более 90% жалоб, обращений граждан поступают в районные ад­министрации, но районы с 1997 года не имеют ни средств, ни полномочий даже для того, чтобы спилить сухие деревья или покрасить лавочки, не говоря уже о решении более серьез­ных и затратных вопросов. Еще в середине 90-х районы са­мостоятельно решали многие вопросы, в том числе вели свое жилищное строительство. А сейчас ни один глава района в Самаре, не сможет точно сказать - какие улицы, какие дворы будут приведены в порядок в следующем году, а какие в 2017 году. Это зависит не от них, они могут лишь писать заявки и просьбы.

С другой стороны, эта оторванная от людей система управления создавала самые благоприятные возможности для тех людей и финансово-промышленных групп, кто шел во власть не для того, чтобы решать городские проблемы, а чтобы делать свой бизнес на близости к власти, на включен­ности во власть. Именно поэтому сметы на проведение работ в Самаре были (и подчас остаются до сих пор) в разы выше, чем в соседних городах. Именно поэтому качество работ по муниципальным заказам очень часто не выдерживает ника­кой критики. А картина отчетности по выполненным работам кардинально отличается от реального положения дел.

Еще одним недостатком нынешней системы власти в го­роде является полное отсутствие интереса районных органов власти к наполнению бюджета, к справедливому налогообло­жению. И поэтому, например, наибольшие налоги на имуще­ство физических лиц в 2014 году платили жители Самарского района, где больше всего пенсионеров, и в котором больше всего ветхого и аварийного жилья.

В пересчете на душу населения они платили в 2 с лишним раза больше, нем жители Ки­ровского и Промышленного районов, где за последние 10-15 лет на просеках построены тысячи особняков на миллиарды рублей. Но значительная часть этой собственности не зарегистрирована, и владельцы ее вообще не платят налогов.           

Чтобы навести порядок в этой сфере, Губернатор Н.И. Меркушкин предложил кардинально пересмотреть всю систему управления городом.

Во-первых, он предложил вернуть городским районам реальные полномочия и ресурсы, отобранные у них Г.С. Лиманским в 1997 году. И в этом он руководствуется подходом, который был провозглашен Президентом России В.В. Пути­ным в декабре 2013 года. Суть его в том, чтобы приблизить местную власть к людям, сделать ее такой, чтобы любой гражданин мог дотянуться до власти рукой, И сегодня такая передача полномочий на места идет полным ходом. Соглас­но новому областному закону о местном самоуправлении в городах с областным делением (т.е. в  городах Самаре и  Тольятти) районам будут полностью или частично переданы полномо­чия по 46 из 73 вопросов, относящихся к ведению местных органов власти. За ними также будут закреплены постоянные источники доходов в виде отчислений от налога на имуще­ство физических лиц и налогов на малый бизнес.

Во-вторых, Н.И. Меркушкин обратился к жителям города, к предприятиям, общественным организациям с призывом сформировать новую команду для управления городом. Ко­манду, состоящую из тех, кого называют созидателями. Кто не болтает, а работает, создает, каждый на своем месте. Команду людей неравнодушных, реально знающих жизнь, наце­ленных на решение городских проблем, а не на прибыль.

На этот призыв Н.И. Меркушкина откликнулись многие коллективы, объединения людей. Накануне выдвижения все представленные кандидаты прошли процедуру  предварительного голосования.

Сегодня каждый микрорайон имеет реальную возмож­ность получить 2 депутатских мандата в районном Совете депутатов. Это позволяет новая система выборов. Половина депутатов в районах избираются по партийным спискам, а половина, как прежде, по одномандатным округам.

Это касается не только района, но и городской власти. Ведь Дума городского округа Самара будет теперь формироваться путем делегирования туда представителей районных Советов депутатов. Районы получат представительство про­порционально количеству избирателей. Интересы избирате­лей в Городской думе будут представлять: 9 человек от Промышленного района, 8 - от Кировского, 6 - от Советского, по 4 - от Октябрьского и Железнодорожного районов, по 3- от Красноглинского и Куйбышевского, и по 2- от Ленинского и Самарского. Всего в Городской думе будет 41 депутат.

Представительный орган власти Самары будет обновлять­ся каждые 2,5 года. Ведь в случае прямого избрания депутат иногда на весь пятилетний срок полномочий забывал о своем избирательном округе. Срок полномочий райсоветов соста­вит 5 лет.    .

Городские депутаты теперь будут работать на обществен­ных началах, не получая за это зарплаты или иных выплат. Эта мера не только сократит бюджетные расходы на управ­ление, но и не позволит депутатам «забронзоветь», как нередко бывало раньше, когда многие из них видели жизнь только сквозь стекла персонального автомобиля.

Преобразование Самары в город с внутригородским деле­нием также позволит сформировать в районах более эффек­тивную управленческую структуру. Будет изменена схема назначения глав районных администрации города. В каждом районе создадут конкурсные комиссии, состав которых на 50% будет сформирован по рекомендации главы администрации Самары, на 50% - от представителей районного Совета депутатов. Это даст возможность выстроить понятную и прозрачную систему от­бора кандидатур, учитывающую как пожелания руководства города, так и мнение населения района.

Таким образом, мы создадим реально работающие рай­онные администрации, куда жители смогут обратиться за решением той или иной проблемы. К работе также будут ак­тивно привлекаться территориальные Общественные советы, созданные на уровне микрорайонов. Это позволит упростить процедуру обращений граждан к чиновникам, сделать жизнь людей в своем сообществе спокойнее к комфортнее.

При этом процесс местного самоуправления будет макси­мально деполитизирован, чтобы местная власть была ориентирована на решение самых насущных проблем наших граждан, конкретных вопросов. Люди должны не из газет и теле­каналов узнавать о работе власти, а по ее конкретным делам.

 

Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин:

«Главная цель реформы - формирование эффективной системы местного самоуправления»

Самарская область вступает в завершающий этап масштабной реформы МСУ, призванной приблизить власть на местах к реальным по­требностям людей. В чем суть этих преобра­зований и как они изменят жизнь конкретно­го человека - в своем интервью рассказал Губернатор Самарской области Николай Ива­нович Меркушкин.

 

- Николай Иванович, точкой отсчета реформы си­стемы местного самоуправления стало Послание Пре­зидента России Владимира Владимировича Путина в декабре 2013 года. Именно тогда глава государства поставил задачу совершенствования общих принци­пов организации МСУ, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И тогда же из уст Президента прозвучала фраза, ставшая кры­латой, которая очень ёмко определила суть реформы: любой гражданин должен дотянуться до власти рукой. По вашему мнению, чем обусловлено начало реформи­рования системы МСУ, каковы основные причины акти­визации этого процесса именно сейчас?

 Последнее время значение и роль институтов местного самоуправления в России неуклонно возрастают. Местное самоуправление по своей природе - самый близкий к людям уровень власти. По сути, это то, с чего начинается государство. На этом уровне власти должны решаться самые чувствитель­ные вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан: обеспечение порядка в ЖКХ, благоустройство горо­дов и сел, развитие социальной инфраструктуры.

Во многом именно поэтому система местного самоуправ­ления требует совершенствования. С момента принятия 131- го Федерального закона прошло более 10 лет. За это время в него было внесено более 200 поправок и изменений. Сегодня пришло время принимать кардинальные решения, поскольку точечные правки не дают искомого результата, - а это при­ближение власти к населению и активное участие людей в ра­боте этой власти.

К сожалению, местная власть пока очень часто быва­ет далека от народа. В Послании Президента прозвучали ошеломляющие результаты опроса общественного мне­ния: 79% жителей городов с населением более 1 млн. че­ловек вообще не знают, кто представляет их избиратель­ный округ в местных думах. В крупных населённых пунктах жители зачастую не знают своих депутатов даже в лицо, хотя муниципальный уровень власти должен быть самым близким к людям. Владимир Владимирович Путин призвал еще раз посмотреть на эти проблемы со всех сторон, чтобы привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом и требованиями времени.

 

- По сути, задача, которая сейчас стоит перед Са­марской областью - это практически с нуля постро­ить новую, реальную работающую систему МСУ. Со­брать работающий как часы механизм. До нас это пытались сделать только в Челябинской области, но там этот процесс еще не завершен. У нас он идет очень активными темпами. Революционные изменения в системе местного самоуправления, которые сейчас у нас происходят, со временем могут стать эталоном, образцовой моделью для других регионов. То есть на нас сейчас смотрит вся страна. Николай Иванович, не страшно быть первым? Нет опасений, что что-то пойдет не так, что-то не получится? Может, надо было подождать, когда что-то подобное будет обкатано в других регионах, чтобы затем перенести положительный опыт на местную почву?

- В свое время страна доверяла нам выполнение поручений высочайшей государственной важности. Это и созидание ракеты-носителя для запуска человека в космос, и строительство самой мощной в мире ГЭС, и строительство крупнейшего в стране автомобильного завода. Уверен, что Самарская область может и должна стать застрельщиком этого процесса, тем пилотным регионом, опыт которого будет транслироваться на другие субъекты Федерации. Для этого у нас есть все необходимые условия, главное из которых – желание людей изменить свою жизнь к лучшему. А именно на это ориентирована эта реформа. Кстати, надо учитывать еще и тот факт, что традиции местного самоуправления в нашем регионе имеют глубокие исторические корни. Первое в России Учредительное губернское земское собрание полтора века назад было созвано именно в Самарской губернии.

 

- Можете сформулировать основную цель всех этих изменений в двух – трех предложениях?

- Основная цель реформы – это укрепление  местного самоуправления, реальное расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, создание условий для прихода в муниципальные структуры власти высококвалифицированных специалистов, профессиональных управленцев, неравнодушных, неиспорченных людей, которые готовы засучить рукава и взяться за решение многочисленных проблем и вопросов местного значения - в своем районе, на своей улице, в своем дворе.

Как отмечал Президент России Владимир Владимирович Путин, базовая идея реформы состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень мест­ного самоуправления. Сейчас в ряде районов области, в Са­маре этот низовой уровень как раз формируется - пока на уровне Общественных советов. Следующий этап - районные Советы, представители которых затем войдут в состав буду­щего Городского совета и уже там будут защищать интересы людей, решать конкретные проблемы своего округа. Впервые за 15 лет у низовых уровней появятся реальные полномочия. Это позволит по-настоящему приблизить власть к народу, де­бюрократизировать ее, уйти от излишней политизации.

 

- Суть инициативы главы государства заключалась в том, что каждый конкретный регион сам должен решать, как строить систему местной власти, какая форма организации МСУ в наибольшей степени отвеча­ет интересам граждан. По какому пути пошла Самар­ская область?

- Мы выбрали, на мой взгляд, не самый простой, но самый эффективный путь, чтобы приблизить власть к гражданам. Первый этап реформы в Самаре прошел осенью прошлого года. Был избран глава городской администрации. Ас 2015 года вся область перейдет на систему выборов глав муници­пальных образований из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Строгий и постоянный спрос с руко­водителей, возможность их ротации в зависимости от эффек­тивности работы должны существенно повысить качество му­ниципального управления, снизить политические и коррупци­онные издержки.

Следующий шаг - выстраивание системы территориаль­ного общественного самоуправления в больших городах. Это

самый ответственный этап, от реализации которого зависит очень многое. Прежде всего, это касается формирования Общественных советов микрорайонов и кварталов. По идее, эти Советы должны объединять в своем составе представи­телей социальных учреждений, бизнеса, институтов граждан­ского общества, актива местных жителей, которым небезраз­лично все то, что происходит вокруг. Сообща, используя не только бюджетные ресурсы, но и добровольные взносы самих людей и организаций, они должны сами решать многие во­просы местного значения, контролировать реализацию госу­дарственных и муниципальных программ.

 

- В чем суть двухуровневой системы местного управления? Сколько в Самаре будет районных депута­тов, сколько - городских?

- В марте 2015 года депутаты Самарской Губернской Думы приняли региональный закон «Об осуществлении мест­ного самоуправления на территории городского округа Сама­ра», в соответствии с которым выборы в Гордуму в этом году пройдут по двухуровневой системе, а муниципалитет будет разделен на девять районов, наделенных собственным стату­сом муниципального образования. Хочу подчеркнуть, что мы сделали это, воспользовавшись правом, представленным нам законом решать эти вопросы самостоятельно.

В каждом районе будет сформирован собственный Совет депутатов численностью 24-40 человек. Всего в Самаре бу­дет 284 районных депутата. Сейчас в Самаре в каждом изби­рательном округе примерно по 35 тысяч человек. Новая си­стема позволяет варьировать эту цифру от 1,5 до 13 тысяч в зависимости от численности избирателей в том или ином районе.

В Городской думе будет обеспечено пропорциональное представительство: 9 человек от Промышленного района, 8 - от Кировского, 6 - от Советского, по 4 - от Октябрьского и Железнодорожного районов, по 3 - от Красноглинского и Куйбышевского и по 2 - от Ленинского и Самарского. Всего в Городской думе депутатов будет 41 человек.

 

- Новые муниципалитеты так и будут называться районами? Или у нас, как в Москве, появятся префекту­ры?

- Районы в Самаре останутся районами, так привычнее для Самарцев. Но вы абсолютно правильно вспомнили сто­лицу. Москва еще при Юрии Михайловиче Лужкове в 1991 году единственная применила похожий принцип управления — мэрия, округ и префектура. И это было оправданно, потому что мегаполисом с населением более 10 миллионов человек по-другому управлять из одного центра было невозможно. И время подтвердило правильность этого шага. Москва стала современным европейским городом. Такая задача стоит и пе­ред Самарой, которой предстоит через три года принять чем­пионат мира по футболу.

- Еще один очень важный момент реформы - новый принцип формирования представительных органов власти...

- Вариант, когда райсоветы будут делегировать своего представителя в Городскую думу, а поселения - в Собрание представителей муниципального района, является наиболее предпочтительным. Это позволит депутату иметь более тес­ный контакт с населением, оперативнее решать возникающие вопросы.

Кстати, представительный орган власти Самары будет об­новляться каждые 2,5 года. Ведь в случае прямого избрания депутат иногда на весь пятилетний срок полномочий лет за­бывал о своем избирательном округе. Срок полномочий рай­советов составит 5 лет.

Другой важный момент заключается в том, что представи­тельная власть будет выбирать исполнительную, задача кото- рой - непосредственно решать насущные проблемы граждан, поддерживать чистоту, порядок, благоустраивать террито­рии. Очевидно, что такая система должна вовлечь в реальные процессы управления значительно большее число людей.

 

- Когда Самарцы будут выбирать свою представи­тельную власть?

- Выборы в райсоветы Самары состоятся 13 сентября 2015 года, в единый день голосования. Они пройдут по смешанной системе - как по партийным спискам, так и напрямую, по од­номандатным округам.

Эти выборы, без преувеличения, станут точкой отсчета новой, реально действующей системы МСУ. Принципиаль­нейший для нас вопрос - сделать так, чтобы власть в Самар­ской области была эффективно структурирована, чтобы люди были активно вовлечены в решение тех вопросов, которые имеют для них жизненно важное значение. А государство, в свою очередь, будет отвечать за соблюдение тех стандартов, которые определены законом - в здравоохранении, образо­вании, социальной сфере, в сфере ЖКХ.

От того, насколько эффективно и грамотно будет реали­зована эта идея - а фактически речь идет о формировании новой системы управления городом - зависит успех прово­димой в регионе реформы системы местного самоуправле­ния, уровень доверия людей к органам власти. И очень мно­гое здесь зависит от самих людей. От того, кого они выберут, кому отдадут предпочтение. Уверен, что люди разберутся, кто реально настроен на созидательные процессы и реальные дела, а кто хочет просто попиариться и умеет только громче всех кричать. Кто на самом деле хочет принести пользу об­ществу, а кто пытается стать депутатом только ради своей личной выгоды или отстаивать чьи-то бизнес-интересы. Де­путатов выдвинут различные представители гражданского общества, ветеранские организации, трудовые коллективы. И, я думаю, райсоветы будут представлять самые широкие слои населения. Городские депутаты теперь будут работать на обществен­ных начал Самарцы будут голосовать за по-настоящему неравнодушных людей, за тех, кого они знают лично, кого оценивают по реальным делам и поступкам, а не тех, кто чаще всего мелькает на теле­видении или в газетах.

 

- Николай Иванович, ключевой вопрос эффективно­сти местной власти - это передача на районный уро­вень полномочий, подкрепленных крепкой ресурсной ба­зой. Проще говоря, новый механизм управления реально заработает только тогда, когда у муниципалитетов появятся финансовые средства для решения вопросов местного значения. Получат ли районы вместе с новы­ми структурами и новыми полномочиями финансовую самостоятельность?

-  Согласен, это исключительно важный вопрос. Предусмо­трено, что районные власти получат не только больше полно­мочий, но также и свои собственные бюджеты. Какие это пол­номочия и из каких источников будет наполняться районная казна - эти вопросы в активной стадии обсуждения.

Для наполнения бюджетов внутригородских районов, на­пример, можно использовать налоги от деятельности малого бизнеса. Более того, мы хотим выйти на федеральный уровень с предложением распространить действие закона о местных сборах не только на Москву и Санкт-Петербург, но и на Са­марскую область как пилотный регион. Эти целевые сборы полностью, абсолютно прозрачно, исходя из решений людей, будут направляться на решение первоочередных задач. Феде­ральный закон это позволяет.

 

 - А какова роль Общественных советов? Они будут только уведомлять об имеющихся проблемах районные власти?

- Не только уведомлять, но и самостоятельно их решать. Для этого за каждым Советом будет закреплен муниципаль­ный работник, который будет обладать полномочиями для решения того или иного вопроса местного значения. И если члены Общественных советов захотят, к примеру, засыпать щебнем и заасфаль­тировать тропинку, отремонтировать ограждение, разбить клумбу или благоустроить двор, они смогут выйти со своей инициативой на вышестоящий уровень. Пожелания обще­ственности будут в обязательном порядке учтены при приня­тии управленческих решений и разработке соответствующих программ. Не исключено, что Общественные советы будут наделены правом законотворческой инициативы.

 

Какова будет структура местной исполнитель­ной власти?

- Окончательная структура администрации Самары, отве­чающая интересам горожан, с учетом экономических реалий и задач, стоящих перед городским округом, будет утверждена в сентябре. Наша задача - создать все необходимые условия для работы исполнительной власти. Уверен, что новая систе­ма формирования органов местного самоуправления позво­лит создать более эффективную модель управления.

Сейчас в городе оптимизируется городская управленче­ская система, сотрудники горадминистрации нацелены на со­зидательные процессы, от которых зависят условия жизни и благополучие людей. Недостаточно эффективные управлен­ческие звенья будут реструктурированы. Кроме того, будет пересмотрена деятельность десятков муниципальных пред­приятий, сокращено их количество.

Если мы все сделаем исходя из интересов города, то смо­жем сформировать структуру, максимально отвечающую ин­тересам самарцев.

Преобразование Самары в город с внутригородским де­лением также позволит сформировать в районах более эф­фективную управленческую структуру. Будет изменена схема назначения глав районных администраций. Она должна стать аналогичной той, которая применяется для назначения главы администрации города. В каждом районе создадут конкурс­ные комиссии, состав которых на 50% будет сформирован по рекомендации главы администрации Самары, на 50% - от представителей районного Совета депутатов. Это даст воз­можность выстроить понятную и прозрачную систему отбора кандидатур, учитывающую как пожелания руководства горо­да, так и мнение населения района.

Таким образом, мы создадим реально работающие рай­онные администрации, куда жители смогут обратиться за решением той или иной проблемы. К работе также будут ак­тивно привлекаться Территориальные общественные советы, созданные на уровне микрорайонов. Это позволит упростить процедуру обращений граждан к чиновникам, сделать жизнь людей в своем сообществе спокойнее и комфортнее.

 

Что изменится для рядового гражданина в резуль­тате проводимой реформы? Ведь не секрет, что за­ставить иного представителя власти пойти в народ с «открытым забралом» и сделать что-то полезное для людей не так-то просто...

- Как сказал Президент Владимир Владимирович Путин, до власти можно будет буквально дотянуться рукой, прий­ти со своим вопросом и решить его. И это не просто слова. Власть станет значительно доступнее, очень скоро многие это почувствуют на себе. Проводимые преобразования позволят сформировать более полноценные органы власти с реальны­ми полномочиями и с большими финансовыми возможностя­ми на более низком уровне, то есть там, где люди общаются с властью лицом к лицу. Жители того или иного микрорайона могут непосредственно контактировать с руководителем. А у этого руководителя будут ресурсы и полномочия, чтобы по­могать людям. И он будет держать ответ за все, что происхо­дит на подведомственной ему территории.

Представитель власти будет находиться, условно говоря, в «шаговой доступности» от наших граждан, где бы они ни проживали - в центре города или в отдаленном микрорайоне. Зная своего «участкового» представителя в лицо, люди смогут напрямую обращаться к нему с любым вопросом и, что самое главное, рассчитывать на принятие положительного решения. Причем ждать этого не годами, а рассчитывать на оператив­ную реакцию чиновников.

При этом процесс местного самоуправления будет макси­мально деполитизирован, чтобы местная власть была ориен­тирована на решение самых насущных проблем наших граж­дан, конкретных вопросов. Люди должны не из газет и теле­каналов узнавать о работе власти, а по ее конкретным делам.


Опубликовано: 19 августа 2015 | Другие новости

Предыдущая новость Следующая новость